Методика создания Портала органов власти субъекта РФ
ac3ae3b5

Цели разработки и назначение Методики


Целью Методики является определение роли и места Регионального Портала (далее РП) как системообразующего элемента инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами и организациями, а также ключевого механизма информационного обеспечения межведомственных взаимодействий. В Методике формулируются политические, социально-экономические и технико-технологические предпосылки и условия реализации проекта Регионального Портала, приведено обоснование предлагаемой стратегии и модели его внедрения.

Настоящую Методику следует рассматривать не только как систему взглядов на Региональный Портал как средство обеспечения качественно нового уровня межведомственного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями, но и как составную часть стратегии поэтапного совершенствования деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения доступа граждан и организаций к информации (информационным ресурсам) и государственным услугам, повышения информационной открытости власти на основе современных ИКТ.

Задачей разработки Методики является формирование программы создания РП как системообразующего элемента инфраструктуры электронного взаимодействия всей системы исполнительной власти, что предполагает концептуальную проработку таких вопросов, как:

-        роль и место РП в системе государственного управления (деятельности государственного аппарата), в том числе в контексте задач и программ реформирования государственного аппарата и государственной службы;

-        роль и место РП в решении задач по созданию единой интегрированной среды доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов;

-        роль и место РП в инфраструктуре электронного взаимодействия системы исполнительной власти;

-        основные организационно-управленческие и информационные проблемы, на решение которых направлено внедрение РП;


-        модели и характер информационного взаимодействия РП с другими системными элементами инфраструктуры электронного взаимодействия системы исполнительной власти – порталами (сайтами) Региональных органов исполнительной власти и органов власти субъектов федерации;

-        модель реализации и развития РП;

-        архитектура и топология РП;

-        позиционирование РП в рамках инициатив по формированию электронного правительства;

-        содержание, функции и задачи РП;



-        основные группы пользователей РП, динамика изменения пользовательской аудитории, форматы информационных взаимодействий, а также инфраструктура доступа к ресурсам и сервисам РП;

-        соответствующие задачам РП программно-технологические подходы и технологии;

-        методология создания доверенной инфраструктуры РП, обеспечивающей весь комплекс мер по защите информации (в том числе персональной) и информационных транзакций.

Методика содержит наиболее важные положения для планирования дальнейшей деятельности проектной команды по разработке и внедрению РП.

Методика определяет систему управления проектом по созданию и развитию специализированной системы «Региональный Портал», разработке программно-технологической и коммуникационной инфраструктуры РП, и ее становлению как самостоятельного вида информационного обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации, инструмента совершенствования организационно-управленческих взаимодействий в системе исполнительной власти в условиях Административной реформы, разграничения полномочий между Региональным и региональными уровнями исполнительной власти и реформирования государственной службы.

Методика создания Регионального Портала исходит из того, что задачи информатизации системы исполнительной власти и государства в целом должны решаться с учетом задач масштабной модернизации всех сфер жизни и эффективного позиционирования России в условиях экономической и информационной глобализации.



Методика также учитывает степень комплексной готовности общества и государства к переходу на новые формы общественных взаимодействий, опосредуемых новыми информационно-коммуникационными технологиями, принимает во внимание сложившуюся информационную культуру, в том числе культуру в области политических, управленческих и организационных коммуникаций.

Методика относит к проблемным аспектам проекта следующие вопросы:

-        сложность процесса стабилизации экономического и социального развития страны, обусловленная особенностями развития в условиях предыдущей политической и социально-экономической конструкции общества, от которой унаследованы значительные объемы социальных обязательств государства перед обществом и постоянная нехватка бюджетных средств на их решение,  что не позволяет государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения «электронного развития», рассчитанного на длительную перспективу, и обеспечивать темпы общественной и государственной информатизации, сопоставимые с развитыми странами мира;

-        крайне ограниченный объем свободных инвестиций для финансирования перспективных программ и проектов, реализующих стратегию интеграции России в глобальное информационное общество и мировое информационное и экономическое пространство;

-        недостаточный рост объемов промышленного производства и низкий удельный вес высокотехнологичной отрасли в структуре общественного производства;

-        более низкий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;

-        недостаточно интенсивное проведение рыночных реформ в экономике страны в целом на фоне динамичного развития российского рынка ИКТ;

-        незавершенность процесса оформления и закрепления институциональной инфраструктуры государства, моделей разграничения полномочий и функций между органами исполнительной власти как по горизонтали (между Региональными органами исполнительной власти), так и между Региональным и региональными уровнями;



-        незавершенность процессов становления гражданского общества и инфраструктуры общественного самоуправления (институтов местного самоуправления);

-        высокая степень бюрократической инерционности российского государственного аппарата, сложившиеся традиции организационно-управленческой культуры, традиционная информационная закрытость власти;

-        неразвитость и противоречивость информационного законодательства и законодательства в сфере электронного взаимодействия;

-        особенности национальной политической и гражданской культуры, не позволяющей осуществлять прямой перенос зарубежного опыта и моделей информационного и «электронного» взаимодействия на российскую почву.

-        невысокий уровень технологической оснащенности граждан и не развитость «электронной» культуры.

Вместе с тем, методика учитывает, что объективно существуют ряд факторов, способствующих реализации проекта по созданию Регионального Портала, к которым можно отнести:

-        наличие объективной общественной необходимости совершенствования деятельности государства и соответствующий уровень политической поддержки со стороны высших должностных лиц государства;

-        наличие высокого научного, образовательного и культурного потенциала, а также традиции его воспроизводства в России;

-        наличие научного потенциала и серьезных теоретических разработок мирового уровня в области информатики;

-        значительное культурное наследие, что открывает большие возможности наполнить национальным содержанием  информационную среду, обеспечивая конкурентоспособность современной самобытной многонациональной культуры в условиях глобализации;

-        объективный рост информационных потребностей населения и общества в целом;

-        сравнительно недорогая  рабочая сила, способная ставить и решать сложные научно-технические проблемы, традиционный энтузиазм;

-        опережающие (по сравнению с другими областями экономической деятельности) темпы развития российских телекоммуникаций и ИКТ-сектора в целом, что позволяет рассчитывать на динамичное формирование современной инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг и развитие конкурентного рынка.


Содержание раздела